////Во
времена между 6 и 10 веками н.э. духовное течение «Бхактимарга», которое
зародилось в Тамилнаду, стало быстро распространяться на север и восток.
Культ Бхакти учил, что соединение с Богом не может быть достигнуто только
лишь через преподнесение жертвоприношений, проведение ритуалов и паломничество,
но это возможно через чистую любовь к Богу и его поиск.
////Святые стали складывать гимны во славу
Бога, в основу которых легли истории Пуран и Упанишад. Эти гимны переводились
на языки доступные массам и сопровождались простыми мелодиями.
////На юге Индии так называемые Бхактас стали
обращаться к Богу через пение, танец и драматические постановки. Эти Бхакта-артисты
в Тамилнаду назывались Бхагаватарс, а в Андхра Прадеш Бхагаватулус. Первые
основали традицию Бхагавата Мела Натака, а вторые Кучипуди Данс Драма.
В письменных источниках 8-16 веках можно найти частое упоминание об этих
танцевальных традициях.
////Кучипуди – это уникальный вид индийского
классического танца, который сначала существовал в форме танцевальной
драмы. Он зародился в небольшой деревне Кучипуди, откуда и получил свое
название. Деревня Кучелапурам (древнее название- поселение актеров) расположена
в Андхра Прадеш, возле реки Кришна в 32 милях от Виджеявады.
////Отцом Кучипуди принято считать Сиддхендра
Йоги (14 век), который дал новый толчок в развитии этого искусства.
////Существует легенда, что в 13в. некий
молодой человек по имени Сиддхапа спешил на свою свадьбу. Но, к сожалению,
пересекая реку, его лодка перевернулась. Сиддхаппа взмолился о помощи
к Кришне, обещая посвятить свою жизнь служению Богу в случае спасения.
Он был спасен и в следующей жизни принял рождение как Сиддхендра Йоги.
Этот великий поэт был рожден в семье телугу браминов в деревне Кучипуди
(Шиванна и Парвати-родители).
////Он написал первую и самую известную танцевальную
драму «Бхама каларам» еще известную как «Париджатаапахарам». Легенда гласит,
что во сне к нему явился Бог Кришна и попросил написать драму о своих
двух женах Рукмини и Сатьябхаме. Для постановки Сиддхендра Йоги избрал
артистов деревни Кучипуди. Он разработал привила подготовки актеров и
систему жесткой дисциплины, внес новые технические элементы в сочетании
с традиционной классической музыкой.
////Сиддхендра Йоги обучил группу мальчиков,
принадлежащих к варне Браминов, Бхагаватулус. Только мужчины, принадлежащие
к этой касте, могли быть посвящены этому искусству и должны были передавать
его от отца к сыну. Танцоры Кучипуди обучались предметам танца, музыки,
пения, драматического искусства и знания священных текстов. Таким образом,
все семьи деревни Кучипуди были заняты обучением и представлением этого
искусства. Танец был одним и единственным источником их существования.
////Женщины не допускались к изучению танца,
т.к. Сиддхендра Йоги считал, что, выражая эмоции, они склонны преувеличивать
и, тем самым, оттеснять божественный смысл на второй план.
////Танцевальные драмы Кучипуди имели исключительно
религиозный характер и исполнялись только в храмах. Позже они были вынесены
на сцену перед храмом. Драмы украшали большие праздники и религиозные
фестивали.
////Как правило, представление начиналось
поздно вечером и продолжалось всю ночь при свете факелов, а, иногда, длилось
и несколько дней.
////В начале представления Сутрадхара или
руководитель выходил на сцену с группой музыкантов. Они совершали пурварангам
вритти под музыкальное сопровождение. Затем звучала молитва богине Балатрипурасундаре
- покровительнице деревни. Сутрадхара декламировал шлоку, которая поясняла
смысл драмы и желал благоприятствования аудитории. Роль Сутрадхары является
одной из самых главных в драме, т.к. он не только руководил оркестром,
но и завязывал диалоги с главными героями; очень часто шутил, внося долю
юмора в представление. Занимая такое важное место, Сутрадхара появлялся
в костюме и держал загнутую палку Кутилака - символ его авторитета.
(о Сатья Бхаме)
////В 30х годах великий гуру Ведантам Лакшминараяна
Шастри – эксперт в практике и теории танца, совершил революцию в традиции
Кучипуди, позволив женщинам принять участие в драме. Он и его сын Джаганатха
Шарма впервые выделили Даруву из драмы, постепенно превратив их сольные
номера.
Кучипуди является полным балансом между Нритта – техническими элементами
танца, Нритья –выразительным танцем и Натья – полноценной драмой с сюжетом
и персонажами. Вачика Абхиная или декламация во время исполнения является
одной из особенностей стиля.
////Другой особенностью Кучипуди является
Тарангам (волна). Тарангам – это захватывающий танец, во время которого
танцовщица отбивает ритм, балансируя на краях бронзового блюда.
////Уникальность Кучипуди в отличиии от других
классических стилей заключается в сочетании быстрых ритмичных движений
и грациозных скульптурных поз тела. Язык жестов, превосходная мимика и
выразительность танцора находят отклик в душе любого зрителя.
////В Кучипуди используется музыка Карнатик,
В оркестре присутствуют мридангам, флейта, вина и скрипка. Вокалист поет
слова песни, а Наттуванар (Сутрадхара) отбивает ритм и декламирует тирманамс.